Великие харьковчане: братья Первухины
Ольга Тараб
Харьков дал миру немало талантливых людей, более того, целые династии великих. И хотя капризная, переменчивая история забыла имена некоторых из них — это нисколько не умаляет таланты и достижения харьковчан. Сегодня мы говорим о братьях Первухиных, один из них, Константин, был прекрасным пейзажистом, второй, Михаил, писателем-фантастом
Константин Первухин
В 1885–1886 годах в Санкт-Петербурге на рисовальных вечерах у Ильи Репина можно было встретить молодого человека, который недавно приехал из Харькова и поступил в Академию художеств. А летом 1885 года юный художник даже живет у корифея живописи на даче в Сиверском. Именно в это время гениальный Репин и создает его портрет. В 1893 году живописец Сергей Арсеньевич Виноградов, живший какое-то время в Харькове, также нарисовал портрет этого юноши — Константина Константиновича Первухина.
Великолепный пейзажист родился в Харькове 21 мая 1863 года в семье уездного чиновника межевой канцелярии Константина Павловича Первухина и Марии Андреевны (урожденной Дмитриевой). После окончания харьковского реального училища с 1884 по 1885 год Константин Константинович учился в рисовальной школе М. Д. Раевской-Ивановой. С 1885 года жил в Санкт-Петербурге, где брал частные уроки у И. Е. Репина, чья поддержка в тот период сыграла большую роль в дальнейшей жизни Первухина.
В 1886 году молодой живописец выдержал вступительный экзамен в Академию художеств и был зачислен вольнослушателем. В феврале же 1887 года Константин Константинович впервые выступил экспонентом на передвижной выставке. Его работы были столь прекрасны, что картину «Зима» еще до официального открытия экспозиции приобрел сам П. М. Третьяков для своей галереи. Для Первухина это было не только признанием, но и успехом. Пейзажи художника стали появляться на выставках передвижников и всегда отмечались любителями живописи.
С 1902 года Константин получает приглашение в Москву, в Строгановское училище на должность преподавателя по классам так называемого академического рисования — то есть рисования с гипсовых слепков, антиков и натурщиков.
В 1903 году Первухин, подписав вместе с А. М. Васнецовым, С. В. Ивановым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, А. С. Степановым и И. С. Остроуховым заявление о выходе из Товарищества передвижных художественных выставок, становится одним из учредителей и основателей Союза русских художников. В 1912–1914 годах живописец несколько раз бывал в Италии, преимущественно в Венеции. Можно сказать, что у Константина Константиновича был страстный роман с этим городом.
В одном из своих писем он признается: «Если день хороший — не в состоянии оторвать глаз от Венеции, часто иду кружным путем, чтобы напиться допьяна глазами красок и жизни, которая так живописна…» (Из письма К. К. Первухина, осень 1912 года).
В качестве иллюстратора сотрудничал с журналами «Ежегодник императорских театров», «Живописное обозрение стран света», «Всемирная иллюстрация», «Новь». Увлекался фотографией, 27 октября 1910 был принят в члены Русского Фотографического общества в Москве.
Умер в 1915 году.
Михаил Первухин
Он был одним из самых плодовитых писателей — фантастов начала ХХ века, писал под множеством псевдонимов и в разных жанрах. Его называют «слобожанский Герберт Уэллс» — речь идет о талантливом писателе, журналисте, переводчике Михаиле Константиновиче Первухине (1870—1928 гг.), огромное наследие которого оказалось распыленным в периодике разных лет.
Родился Михаил Константинович Первухин 6 сентября 1870 года в Харькове. Крестили будущего великого писателя в Свято-Дмитриевском храме. Крестными его стали коллежский регистратор Лев Матвеев и дочь губернского секретаря Олимпиада Андреева, а таинство крещения совершал протоиерей Павел Дахневский.
После окончания в 1890 году реального училища Михаил Константинович поступил в Харьковский университет, откуда был исключен за свои политические убеждения. Затем девять лет служил в управлении Курско-Севастопольской железной дороги. В 1896 г. начал печататься в «Харьковских ведомостях» у А. Ефимовича. В этой газете он размещал «восточные легенды» в духе другого известного нам писателя Николая Каразина. Однако в 1899 году Михаил Константинович заболевает чахоткой и переселяется в Ялту. Там он вскоре становится организатором и редактором «Крымского курьера», который в дальнейшем и возглавляет в 1901–1906 гг.
В 1900 году Первухин издает свой первый сборник рассказов «У самого берега синего моря». Также пишет для газеты «Одесские новости». В 1902–1903 гг. его рассказы и очерки печатаются в журналах «Образование», «Русская мысль», «Мир Божий», «Наука и жизнь». В Ялте же Михаил Константинович знакомится с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, А. И. Куприным, о которых впоследствии напишет многочисленные мемуарные очерки, напечатанные в разных журналах и газетах русской эмиграции.
Далекий 1906 год является переломным в жизни Михаила Первухина. По приказу генерала Думбадзе его как «опасного мятежника» высылают из Крыма. Михаил Первухин едет в Германию и начинает работать в Берлине корреспондентом московской газеты «Утро». Там он пишет и публикует в 1907 году в журнале «Пробуждение» свое первое крупное произведение — небольшой роман «Золотой Якорь», представляющий собой бытовую драму из жизни одноименного питейного заведения.
Через год, побывав в Баварии и Австрии, он переезжает в прекрасную Италию, с которой и связывает всю свою последующую жизнь. Вначале Михаил Константинович останавливается в Венеции, где жил тогда его родной брат и близкий друг — художник Константин Константинович. В дальнейшем Николай обитал в Неаполе, два года на острове Капри (где знакомится с А. М. Горьким и его окружением) и в итоге в 1910 году оседает в Риме. В 1911 году под псевдонимом М. Де-Мар он пишет прекрасный рассказ «На суше и на море», действие которого разворачивается на Соломоновых островах.
Живя в Италии, Николай Константинович работает корреспондентом таких российских изданий, как «Биржевые ведомости», «Русская мысль», «Новости дня», «Современный мир», «Образование», «Пробуждение». Он много путешествует по стране, по районам Калабрии и Сицилии, переживает мощное землетрясение, разрушившее Мессину, ездит к берегам Северной Африки. Все это послужило толчком к написанию многочисленных очерков об Италии. Впоследствии он становится редактором «Русского слова» Ф. И. Благова, «Речи» и «Русских ведомостей». Среди писателей Михаил Константинович считался «художником чеховской школы, сумевшим передать скорбь жизни».
Помимо своего настоящего имени, Первухин работал под псевдонимами: Марк Волохов, К. Алазанцев, М. Де-Мар, М. Замятин, Староверов. Занимался Первухин также и переводами. Именно благодаря ему с итальянского языка были переведены на русский язык прекрасные произведения итальянских писателей Эмилио Сальгари и Луиджи Пиранделло.
После победы Октябрьской революции в 1917 году практически все издания, в которых работал Первухин, закрываются, и литературные связи с родиной прерываются. В это время Николай становится активным противником большевизма, его идейная позиция близка к позиции русского публициста Владимира Львовича Бурцева (1862—1942 гг.), с которым он сотрудничал до самой смерти. Роман «Пугачев победитель» Первухин пишет в 1924 году в жанре «альтернативной истории». Содержание его не менее увлекательно, чем «Вторая жизнь Наполеона», которую он написал ранее. Воцарение на троне крестьянского вожака автор представил читателю как национальное бедствие, ярко описав весь тот ужас и хаос, который произошел бы в случае победы Пугачева.
Задыхающийся от чахотки писатель умер в Риме 30 декабря 1928 года в полной нищете. Похоронен он на римском некатолическом кладбище для иностранцев Тестаччо. Незадолго до смерти Николай Константинович написал в письме популярному в то время писателю Василию Ивановичу Немировичу-Данченко (1848–1936 гг.): «Мы — я и жена — едим раз в день, да и то столько, что и воробья не накормишь…»
Тараб, О. Великие харьковчане: братья Первухины [Электронный ресурс] / Ольга Тараб . – Режим доступа: http://izvestia.kharkov.ua/on-line/18/1273871.html .